Зачем нужно анализировать данные и почему этот процесс должен быть приоритетом?
Аналитика данных - это процесс поиска, обнаружения и интерпретации найденных закономерностей. Проще говоря, аналитика данных - это такой процесс, который позволяет отделить практически применимые знания о процессе от остального массива.
Главная задача аналитиков не просто увидеть картину исследуемых закономерностей, а сделать умозаключение, которое подтвердит или опровергнет ту или иную гипотезу. Например, нам нужно установить целевую аудиторию цветочного магазина. На первый взгляд может показаться, что основная масса покупателей - это мужчины среднего класса потребления товаров, возрастом, примерно, от 28 до 40 лет. Именно такой образ складывается у большинства людей на основе идей из массовой культуры и жизненного опыта, подкрепляемого различными совпадениями.
Тем не менее, реальный портрет покупателей цветочного магазина в столице или другом крупном городе - это молодые девушки от 25 до 34 лет, которые генерируют до 60% процентов выручки.
Оказывается, женщины дарят цветы друг другу и себе на праздники, особые поводы и просто так гораздо чаще, чем может показаться. Возраст целевой аудитории не случайно начинается с 25 лет - это средний показатель, когда у человека начинает формироваться финансовая стабильная независимость.
Какой вывод мы можем сделать из такого анализа? Что реклама и маркетинг, в первую очередь, должны быть направлены на удовлетворение потребностей в красоте и цветах молодых финансово обеспеченных, активных женщин, а не мужчин.
Этот пример ярко описывает возможность попасть в заблуждение, которое будет основываться на наших догадках, стереотипах и жизненном опыте. Как следствие, ваш бизнес будет не дополучать деньги. Аналитика данных призвана решать такие творческие задачи с рациональным подходом.
Чем полезна аналитика?
Данные сами по себе не имеют никакого смысла. Но их анализ помогает избегать попаданий в иллюзии и видеть реальные закономерности точек роста и просадок. Да, аналитика, во многом, это болезненный процесс, но крайне необходимый, если вы задались целью повысить продажи или вывести компанию на новый уровень.
Рациональное распределение ресурсов. Чтобы понимать, какой у вас запас денег, вы должны их посчитать, следующим шагом постараться грамотно распределить. Это буквально невозможно сделать без охвата таких категорий, как движение денег, расходов и понимания целей.
Пример из нашего опыта: распределение финансовых потоков у одного из клиентов было "примерно условно понятным". Заказчик понимал пул обязательных трат по аренде помещений, зарплате сотрудникам и так далее, примерно считал затраты внутри компании на переменные расходы, но такая интуитивная интерпретация не устраивала Заказчика. После внедрения аналитических дашордов мы увидели реальные показатели по каждому направлению, где оказалось, что до 40% выручки уходит на маркетинг, а судя по сквозной аналитике многие источники не приносили планового дохода.
Расстановка приоритетов. После того, как вы признаете факт ограничения ресурсов на каждом этапе реализации проектов, вы можете фокусироваться на конкретном направлении или цели, что существенно повышает концентрацию удачных решений.
Пример из нашего опыта: очень часто клиенты приходят за аналитикой, пытаясь охватить все процессы сразу, но их текущая картина бизнес-процессов требует доработок. Например, необходимо донастроить црм-систему для удобной работы менеджеров и корректной передачи данных, докрутить воронки продаж, поправить процессы проведения вебинаров. На аудите клиент рассказывает о всех проблемах сразу и их объем начинает пугать, не говоря уже о трудоёмком процессе внедрения аналитики и постоянной обратной связи.
Тут главное сделать пять вдохов и выдохов, а потом задать вопрос: "Что сейчас важнее всего: маркетинг, управление персоналом, продажи?" И также честно на него ответить. За счет фокусировки внимания и последовательного решения задач по их приоритетности мы экономим клиенту моральные силы и деньги, заканчиваем подготовительные работы в срок, что позволяет также безболезненно осуществить переход в BI систему.
Деньги. Можно сколько угодно рассуждать о гипотезах, полезности того или иного бизнеса, потенциале, но все это не имеет никакого смысла, если ваш проект не приносит дохода, который генерируется из продаж или финансирования.
Деньги любят порядок, распределение и работу капитала. Поэтому важно понимать, как ваши финансы попадают к вам в компанию, какие цели и приоритеты вы ставите на период развития, какими способами будете реализовывать задуманное, какой план сделаете.
На все эти вопросы помогает ответить аналитика, высвобождая ваше время для решения сложных творческих задач, требующих концентрации и нестандартного подхода, забирая всю операционную работу на себя.
Удобство. Чтобы вывести компанию на новый уровень необходимо найти баланс и распределить задачи между персоналом, то есть людьми и отдать операционные, рутинные процессы на реализацию BI системе. Нет никакой нужды ежедневно вести отчетность в таблицах, когда можно автоматизировать эти процессы за несколько недель. Кстати, вы окупите затраты на внедрение аналитики в среднем за 2-3 месяца.