Примечательно, что Uzum был основан российскими ТОП-менеджерами крупнейших компаний: бывшим руководителем VK Борисом Добродеевым и сооснователем компании "КупиКупон" Джасуром Джумаевым. Опыт, полученный на российском рынке, а также высокий стандарт российских маркетплейсов, примененных при запуске Uzum, оказал колоссальное влияние - Uzum буквально ворвался в рынок e-commerce Узбекистана и сразу занял лидирующие позиции.
Заметна и схожесть выстраивания модели экосистемы (как у Озона или Яндекс Маркета): Узум сразу же предлагает свои сервисы рассрочки и свой банк.
Особенности маркетплейса:
При этом стоит отметить и уникальность этого маркетплейса. Как и другие площадки, Uzum размещает на своей платформе товары интернет-магазинов и берет комиссию за хранение и реализацию товаров, взамен предоставляя селлерам лояльных клиентов. При этом, Uzum развивает полноценную внутреннюю экосистему взаимодействия со своими продавцами. Например, у UZUM есть услуга по подготовке фотографий для карточек товара: работники маркетплейса за вас сфотографируют всю продукцию в нужных ракурсах, а также подготовят карточки со всеми требованиями маркетплейса. Продавцу останется только следить за аналитикой продаж. Такого нет даже у российских маркетплейсов, хотя идея проста и в России, например, эту функцию выполняют фрилансеры. Зачем её отдавать, когда сам маркетплейс может на этом заработать?
Еще для примера, у Узума есть Центр подготовки товара, где ваша продукция проверяется на качество, если с качеством всё хорошо, то ваш товар в этом центре упакуют, сортируют по SKU, наклеят необходимые штрихкоды, сформируют документы и передадут за вас на склад. Это большое преимущество как для селлеров (минимум работы), так и для покупателей - они уверены в качестве продукции.
В целом, идея отличная, всё, что нужно селлеру на Uzum - это зарегистрироваться и привезти свой товар в центр подготовки товара. Всё!
Остальное сделает за вас маркетплейс.
Именно с этой точки зрения, на Uzum действительно стоит заходит: это удобно для селлера, при этом рынок маркетплейсов в Узбекистане только набирает обороты. Если вам интересен этот рынок, а также у вас есть логистические цепочки в Узбекистане и сотрудники (сейчас много россиян в Узбекистане после событий 2022 года), то вам точно стоит идти туда!
Что касается API?
Несмотря на то, что сервис предоставления услуг у UZUM довольно обширный и сделан качественно, к сожалению, пока у площадки нет возможности работы и взаимодействия с селларми с помощью API методов. По этой причине часть работы по автоматизации процессов нужно делать вручную. А именно делать выгрузки готовых отчетов из личного кабинета. Зато есть вся необходимая информация по продажам, остаткам и отменам, - именно эти показатели в основном интересуют селлеров.
Наш опыт взаимодействия с Uzum
В июле этого года мы успешно автоматизировали систему аналитической отчетности с клиентом, который продает свои товары на этой площадке. Поэтому мы разобрались во всех тонкостях внутренней работы и готовы поделиться результатами проекта.
Как было упомянуто выше, API у Uzum пока нет, поэтому все выгрузки приходится делать из личного кабинета (однако уже есть боты и скрипты, которые позволяют автоматизировать этот процесс).
Таким образом, на стороне нашего клиента оставался контроль ручной выгрузки отчетов в облачное хранилище. С нашей стороны был реализован забор данных из облачного хранилища и визуализация данных в дашборды Power BI.
Первая ключевая задача - это корректно посчитать реальное кол-во продаж. Откуда такая задача? Дело в том, что отдельного отчета по продажам в Uzum нет (как у того же Wildberries), поэтому статус можно определить лишь по полю в отчете. Вспоминая, что у Uzum нет API, а также учитываю то, что в среднем до 10 дней может уходить на отмену заказа (иногда бывает и до 20 дней), то получается очень довольно трудозатратно постоянно выгружать все продажи и перезаливать данные за прошлые дни. Особенно когда точные данные нужны оперативно.
Благодаря качественной работе всей команды проекта, мы решили эту проблему, а клиент получил готовую функциональную отчетность по продажам за выбранные периоды со следующими метриками: количество продаж, средний чек, самовыкупы (которые, к слову, еще работают на площадке), выручка, комиссия маркетплейса, себестоимость товара и чистая прибыль, рентабельность, АБЦ анализ, - весь финансовый срез по отчетному периоду.
Вторая задача в проекте заключалась в том, чтобы управлять складскими остатками, видеть ежедневную статистику и, главное, грамотно планировать поставки. Отчеты из личного кабинета содержат всю необходимую информацию для точечного управления остатками, а именно для расчета таких метрик, как доступные товары для продажи, заказы за последние ХХ дней, частотность заказов, количество средних заказов за ХX дней., количество товаров, которых хватит на X дней с учетом среднесуточного выкупа, возвраты, капитализация склада, на какое количество товара необходимо пополнить склады.
Конечно, самому маркетплейсу стоит задуматься над разработкой API- методов (мы уверены, это уже в планах, возможно даже активно внедряется), которая позволит селлерам быстро и удобно автоматизировать аналитику работы на площадке. Пока такой возможности нет, приходится совмещать работу людей и технологий, которая на текущей стадии развития маркетплейса приносит большую пользу селлерам.
Наша команда всегда находит наиболее эффективные способы автоматизации отчетов на любом этапе развития маркетплейсов, о чем достоверно свидетельствует кейс нашего клиента.
Если для вас эта статья была не только интересна, но и информативна, а также показала возможности сокращения времени и сил на расчеты и сбор статистики, обязательно оставляйте заявку на сайте, остальное за нами!